Ученые объяснили параллельной эволюцией устойчивость видов к паразитам

Математиками,  смоделировавшими  взаимодействие паразитов с их типичными жертвами, выяснено,  что устойчивости  видов-носителей  можно достичь  за счет параллельной эволюции с патогенными организмами. Сообщается  об этом пресс-службой американского Национального института математического и биологического синтеза (NIMBioS).

Принято считать,  что эволюция паразитов  и патогенных  видов происходит  быстрее своих жертв, благодаря чему они способны  внедряться в их организмы, обходя защиту иммунной системы. Именно поэтому возникают многие болезни.

Например, саркома у кошек или что-то еще. Однако, некоторые виды-“хозяева”,  меняясь  синхронно со своими типичными паразитами, нередко   «предугадывают» очередной виток их эволюции, тем самым облегчая себе жизнь.Параллельная эволюция защитных систем организмов-жертв  с паразитами была обнаружена с помощью методов квантитативной генетики и индивидуального моделирования взаимоотношений паразит-жертва..

Согласно  мнению ученых, множество признаков,  определяющих  взаимоотношения между паразитами и носителями, позволяет находить динамический баланс. К примеру, к моменту цветения, когда  пастернак подвергается  нападению  гусениц американской белой бабочки (Hyphantria cunea Drury), он вырабатывает биоинсектицид высокой концентрации, благодаря чему  сохраняется  большая  часть листьев. Подобную  ситуацию можно наблюдать и у лососевых рыб. Их организмом  вырабатываются  ядовитые вещества, которым не могут противостоять паразитирующие круглые черви, за исключением   наиболее сильных особей,  и таким образом  происходит естественный отбор у паразитов.

Исследователи считают, что, созданная ими,  модель синхронной эволюции универсальна  и, следовательно,  ее можно применить   для любой экологически «неделимой» пары видов на Земле. То есть, речь идет не   только о паре «паразит-носитель», но, к примеру,  и «хищник-жертва».

Ученые надеются, что их открытие ведет к лучшему  пониманию  процессов  адаптации человека к вредным биологическим воздействиям.

Исследования проводили  специалисты  из NIMBioS при сотрудничестве с Национальным научным фондом США (NSF