Телескоп “Ферми” нашел представителя редкого класса двойных звезд

Согласно заявлениям астрофизиков, орбитальной  обсерваторией “Ферми”  найдена  третья  подтвержденная  гамма-двойная  звезда. Она находится  от нас на расстоянии в 22,8 тысячи световых лет, на стыке  созвездий Киля и Паруса.

Гамма-двойные звезды относятся к редчайшему классу небесных тел. Главная  особенность этих звезд заключается  в   их излучении в гамма-диапазоне, которое происходит  посредством  взаимодействия между компонентами системы, а не возникает само по себе. В основном, одной  из половинок системы является обычная  звезда, а другой  – черная  дыра  или пульсар. В первом случае черной  дырой  поглощается  материя звезды и испускается  часть энергии в виде гамма-лучей, а в другом – пульсаром  “разгоняется ” гамма-излучение своей второй половинки. На сегодняшний день было известно лишь о двух  подтвержденных кандидатах  в такие звезды – LS 5039 и LS I+61 303.

Робином  Корбетом  из университета города Балтимор, вместе с коллегами  из коллаборации LAT, наблюдавшими  за периодическими всплесками гамма-источников за весь период работы гамма-телескопа «Ферми», обнаружена  третья гамма-двойная  система,  получившая  кодовое название 1FGL J1018.6-5856.

Запуск гамма-телескопа  на орбиту состоялся 11 июня 2008 года под именем GLAST, а с августа он стал носить имя великого физика Ферми, являющегося основоположником физики высоких энергий. За это время телескоп   обнаружил более  1,45 тысячи гамма-источников, в  большинстве своем  не имеющих  дополнительных компонентов в других диапазонах.  Для каждого “подозрительного” источника учеными были  подготовлены  кривые блеска  (колебания в свечении звезды), а затем сравнили их  с гипотетическими флуктуациями в излучении двойной звезды.

У источника  1FGL J1018.6-5856  обнаружились  все признаки гамма-двойной звезды: изменение яркости  с периодом колебаний длиной в 17 неполных дней, и совпадение  гамма-части его спектра по своему рисунку  с гипотетическим излучением гамма-двойной системы.

Выводы ученых были перепроверены при изучении  этого  участка космоса с помощью  рентгеновского телескопа XRT на борту зонда Swift. Новые снимки указали  на то, что в этой области существует  относительно слабый  рентгеновский  источник. Таким образом,  нашли подтверждения предположения Корбета и его коллег – пик активности гамма-источника совпадал по  времени с  максимальной активностью  в рентгеновском диапазоне.

Теперь астрофизикам предстоит выяснить природу существующей двойной системы. Оптический спектр излучения 1FGL J1018.6-5856 говорит о принадлежности   обычного  светила в этой системе  к  голубым  гигантам  класса О6V.  Вторым  компонентом  системы, скорее всего, является быстро вращающийся  пульсар, хотя, не исключен и вариант с небольшой черной дырой, о чем свидетельствует ряд признаков.

Стоит отметить, что для организации передачи данных от телескопа был оборудован далеко не самый дешевый дата центр. Если же вы ищете более доступные по стоимости предложения, посетите сайт di-net.ru