Эксперимент Нормана Триплетт (1898)

Психолог университета в штате Индиана, США, Триплетт интересовался велосипедными гонками. Психолог отметил, что спортсмены демонстрируют лучшие результаты не в том случае, когда “соревнуются с секундомером”, а при коллективных заездах. Для проверки своих соображений Триплетт провел исследование, которое считается первым социально-психологическим экспериментом. Исследователь предложил детям скручивать спиннинг на скорость. В одной ситуации дети делали это в пустой комнате, в другой – в обществе сверстников. В присутствии друг друга дети делали это быстрее. Исследуемыми были 40 детей, из которых 20 в условиях соревнования показали значительно лучшие результаты, 10 незначительно их улучшили, а у 10 детей результаты были хуже из-за волнения.

Эксперименты по изучению социальной фасилитации длятся уже более ста лет. В нашем поведении вызывает психологические изменения присутствие других людей, так и мнимое присутствие. Факторы этого феномена: простое присутствие других, ожидание оценки, конкуренция, рассеивание внимания (дистракция). Интересно, что в процессе исследования социальной фасилитации феномен установлен, однако оригинальный эксперимент Триплетт не дает надежных устойчивых результатов, по тем стандартам, которые используются в современных исследованиях.

В других экспериментах психологи использовали различные задачи (одеваться, решать арифметические задачи, запоминать слова). Результаты оказались противоречивыми. В некоторых экспериментах подтверждался эффект социальной фасилитации, в других оказывался совершенно противоположный эффект – эффект ингибирования (ухудшение результатов в присутствии других людей).

Во многом удалось объяснить эти противоречия Роберту Зайонц. В его экспериментах приняли участие более 25 тысяч добровольцев. Было проведено почти 300 исследований. Выяснилось, что в присутствии других легче выполнить простые задания (доминирующие реакции), если же выполняются сложные (творческие задания, решить нестандартное уравнение, сочинить стихотворение), присутствие других заметно ухудшает результаты.

Современные исследования феномена социальной фасилитации привели к определенному уточнению: в присутствии других людей усиливаются доминирующие (наиболее вероятные) реакции.

Как правило, в современных офисах ограничивают общение сотрудников, хотя на самом деле, возможно, таким образом, происходит борьба с творческим энтузиазмом.

Спонсоры:

Самый лучший хостинг тут.

Продвижение сайта под Пингвином здесь.

Лучшие вечные ссылки от блога http://seopmr.ru/