ESA отчиталось о полете лишайников в открытый космос…

Исследователями подведен  итог эксперимента, в ходе которого было изучено влияние условий открытого космоса на живые организмы. Результаты исследования опубликованы в последнем выпуска журнала Astrobiology, а некоторые выводы приводит сайт Европейского космического агентства.

Эксперимент под названием “Expose-E” проходил на борту международной космической станции с 2008 года. На станции, с ее внешней стороны, закрепили небольшой штатив с гнездами, в которые помещали образцы живых организмов вместе с  датчики ионизирующего излучения, термометрами и другими измерительными приборами. Часть образцов была частично защищена от космических лучей, остальные полностью экспонировались во внешнее пространство. Разброс в дозе облучения, которую получали образцы, составил до 70 процентов.

Побывавшие в космосе образцы спор бактерий Bacillus subtilis и Bacillus pumilus, семен растений, лишайников и простых аминокислот подвергались воздействию космических условий полтора года, пока в 2009 году  не вернулись на Землю для анализа, результаты которого представлены публике лишь сейчас.

Вместе с данными о воздействии космического излучения на бактерии и семена растений биологами получены свидетельства необычной живучести лишайников. Для этих  организмов, представляющих собой симбиоз между грибами и водорослями,  путешествие на орбитальную станцию прошло прекрасно. Проведя полтора года на орбите, многие из них не только выжили, но и продолжили свой рост, вернувшись на Землю. В космосе их подвергали сильному высушиванию, после чего впадали в анабиоз, но, вновь попадая в благоприятные условия, возобновляли жизнедеятельность.

Интересен факт сочетания устойчивости лишайников к суровым условиям космоса с требовательностью к чистоте воздуха, которая хорошо известна среди биологов, ее даже используют для косвенного контроля местной экологической обстановки (к примеру, в городах, как правило, лишайники не выживают). Важен был также монтаж и проектирование систем отопления, что позволило обеспечить приемлемые климатические условия для выживания образцов.

К  рекордсменам по выживанию в суровых условиях, известным по другим экспериментам можно отнести  клещей, тихоходок и многих бактерий, к примеру, Deinococcus radiodurans.

Исследованию устойчивости организмов к космическим условиям придается большое значение, как имеющему фундаментальный и практический научный аспект. Появляется возможность использования живучих организмов для подготовки к колонизации других планет. Их исследования,  рассказывающие о границах возможной жизни, способны пролить свет на теории ее распространения. К тому же, как говорят представители ESA, устойчивостью лишайников к прямому солнечному свету уже заинтересовались производители солнцезащитных кремов.