Из Азии в Америку на поезде

Многие, прочитав заголовок, воскликнут: что за сумасшедший такое написал? Ведь, как известно, эти континенты разделены сотней километров водного пространства! И все-таки, возможно, в течение пары десятков лет такое путешествие станет вполне реальным, потому что Россия, США и Канада намерены осуществить грандиозный проект – построить туннель под Беринговым проливом.

Сто лет тому назад

Оказывается, идея соединить железной дорогой Аляску с Чукоткой не нова. Об этом мечтал еще Николай II. Причем российский император планировал построить именно туннель, а вовсе не паромную переправу для поездов, как предлагал в 1890 году губернатор американского штата Колорадо Уильям Гилпин. Идеи Николая II были вполне обоснованны: в начале XX века в Беринговом проливе прошли изыскательские работы под руководством француза графа Лоика де Лобеля, и специалисты пришли к выводу, что проект технически реализуем и экономически обоснован. Задумку Николая II поддержал председатель Совета министров Российской империи Сергей Юльевич Витте. К тому же с 1891 года вовсю шло строительство крупнейшей железнодорожной трассы в мире – Транссибирской магистрали протяженностью более девяти тысяч километров, призванной соединить российскую столицу с Владивостоком. И вполне возможно, из Европы и Азии в Америку уже около столетия ходили бы поезда, не случись в 1914 году Первой мировой войны, а затем, в 1917 году,революции, помешавших планам российского правительства. И вот, почти век спустя, в мире снова заговорили о необходимости строительства туннеля под Беринговым проливом.

В два раза длиннее Ла-Манша

Как уже было сказано, осуществить стройку века берутся наиболее заинтересованные в этом страны: Россия, США и Канада. В самом узком месте ширина Берингова пролива – 86 километров. Значит, строителям придется протянуть туннель длиной более 100 километров. Реально ли создать такое сооружение? Вполне. Уже существует туннель под Ла-Маншем длиной почти 50 километров. А ведь и этот проект когда-то считался фантастическим.

Две строительные бригады – российская и американская – должны двинуться навстречу друг другу, соответственно, с Чукотки и Аляски и встретиться примерно посередине – на государственной границе, которая проходит между принадлежащим России островом Ратманова и американским Малым Диомидом. Когда туннель будет готов, по нему пустят скоростные поезда и автомобили, а также протянут линии электропередачи и связи. Предположительно в районе octporor будет возможность выхода на свежий воздух.

Проблемы и перспективы

Есть, конечно же, сложности. Одна из самых значительных – ни в России, ни в Америке нет протянутых к месту будущего туннеля железных дорог. В нашей стране сначала придется соединить Якутск с Транссибирской магистралью 800 – километровым отрезком путей, а затем провести железную дорогу до чукотского села Уэлен – самого восточного населенного пункта России. А это почти четыре тысячи километров! Для сравнения: вся протяженность России с запада на восток – примерно 10 тысяч километров. Американцам немногим проще, им придется построить на Аляске железнодорожную трассу длиной около двух тысяч километров. Стоит ли оно того? Эксперты считают, что да.

Конечно, для туризма это больших бонусов не даст: кому захочется пару недель трястись в поезде сначала через всю Россию, а потом еще и по Америке? Зато огромные перспективы открываются в транспортной сфере. По оценкам специалистов, только в 2010 году объем грузоперевозок между Восточной Азией и Северной Америкой составил около 370-380 миллионов тонн. Если хотя бы 15-20% этого объема пойдет по проложенному под Беринговым проливом туннелю, его строительство окупится примерно за 20 лет.

 Хотите попить пиво? Это можно сделать в пивном баре Wild Duck!